Вы хотите стать системным администратором? Подумайте еще раз!
Работать в ИТ стало модно. Молодые люди, ищущие себя, романтизируют образ «бородатого айтишника, ночами сидящего в Интернете и появляющегося в офисе только в день зарплаты» и стремятся попасть в когорту «бородатых». Стремление похвальное (тем более, что дефицит кадров на рынке весьма и весьма силен), но необоснованное. Поведаю о своем опыте и об опыте своих товарищей. И да, это конспект негативных моментов. Позитивные тоже есть, но это не в контексте данной заметки.
1. Слишком «гибкий» график работы.
Системный администратор, в принципе, может иногда попозже прийти на работу или пораньше с нее уйти. Но, во-первых, «иногда» тут дважды подчеркнуто, а, во-вторых, за это он еще не раз отработает. Сгоревший сервер или еще какое-нибудь ЧП заставит системного администратора не только задержаться на работе на пару часов, но и выйти в выходные, остаться на ночь или поработать в новогодние праздники (не забываем, что банки и розничные магазины работают всегда). Если вы не очень привередливы, и это не доставит вам страданий, то сможете оценить реакцию ваших домашних на такие «па».
2. В низкой квалификации или глупости пользователей всегда будете виноваты вы.
Если пользователь не может найти кнопку включения питания на корпусе или удаленный им же самим документ на рабочем столе, то будьте готовы услышать в свой адрес фразу вроде: «Что вы опять там вытворяете?! Ничего не работает!» Причем, слова «опять» и «ничего» произносятся с особым нажимом, даже если речь идет о запавшей клавише на клавиатуре.
В своей практике сталкивался с несколькими особенно показательными случаями:
Случай №1: руководил отделом ИТ на государственном предприятии. Было у нас одно конфликтное подразделение, к проблемам и потребностям которого руководство приказало относиться с особым вниманием. Звонит их руководитель, не своим голосом кричит: «У нас оргтехника ОПЯТЬ не работает!» Оргтехники у них было 6 единиц на 7 человек (функционал только одного цветного, лазерного МФУ формата А3 ничем не дублировался в пределах их двух кабинетов), т.е. более чем достаточно. Значит если «оргтехника не работает» — то действительно стряслось что-то серьезное. Безо всяких регистраций обращения высылаю к ним системного администратора. Возвращается через полчаса (туда идти в один конец минут 5-7), загадочно улыбается, на вопросы не отвечает, говорит лишь, что все напишет в тикете. Написал. Читаю: «Из 6 единиц оргтехники, одно устройство жевало бумагу при копировании документов через автоподатчик. Разобрал устройство до основания, вытащил из механизма автоподатчика скрепку и смятую пищевую пленку, с помощью сжатого воздуха и спиртового раствора удалил из(с) устройства сахарный песок (!!!!!) и засохшие липкие пятна. Остальные 5 устройств, находящиеся в шаговой доступности, были исправны».
Cлучай №2: то же предприятие, но уже бухгалтерия. Период сдачи годовой отчетности, дедлайн — сегодня, бухгалтерия вся на нервах. Прибегает бухгалтер, состояние — близкое к истерике: «Компьютер весь мигает! А нам баланс сдавать сегодня!!! Вы нам работу срываете!!!!11адинадин» С ней выбегает администратор, устранять поломку. Возвращается через минуту, пишет тикет в HelpDesk: «Инцидент: мерцает монитор, система не отвечает на действия пользователя. Решение: убрал папку с документами с клавиатуры».
Случай №3: коммерческое предприятие, западная система управления, англоязычный директор и его «звездная» секретарша. В 5-м часу утра пробуждаюсь от телефонного звонка «звезды». Снимаю трубку:
— Мой телефон не подключается к WiFi в гостинице!
— Ммм… вы знаете, который час?
— 9 утра! Я вообще-то в Тайланде.
— А я вообще-то в Москве… И вообще-то категорически не отвечаю ни за гостиничный WiFi в Тайланде, ни за ваш личный телефон.
— Шеф ждет важный отчет, который я не могу ему отправить!
— Милая, повторяю: я понятия не имею, что там за гостиница, что там за WiFi, что там за Тайланд, что там у вас за телефон и что за отчет. Я не то чтобы не хочу вам помочь, я просто не могу этого сделать физически.
— Я этого так не оставлю! (короткие гудки)
Между вышеописанными случаями есть одна общая, все подытоживающая черта: крайним всегда будет ИТ-специалист. Даже если пользователь пролил кофе в принтер, уронил системный блок со стола на пол, утопил смартфон в океане — виноваты_будете_вы.
3. Относительно низкий уровень заработных плат.
Менеджер по продажам с окладом в 20 тыс. руб. за счет комиссионных будет получать 120, а еще квартальные и ежегодные премии, а еще карьерный рост, а еще уважение руководства, для которого он зарабатывает деньги. Вас же года через 3-4 после начала карьеры будет ждать зарплата в 60 тыс. руб. И все. Кадры не умеют измерять KPI ИТ-специалистов, а значит премий и прибавок ждать неоткуда. Комиссионные системным администраторам не платят. А руководство и вовсе видит в ИТ центр затрат. Поэтому через эти самые 3-4 года вышедший с вами в один день на работу менеджер по продажам будет ездить на Тойоте и питаться в «Гудмане», а вы будете ездить на метро и кушать шаверму.
4. «Низкий потолок».
Из системных администраторов получаются старшие системные администраторы, инженеры, архитекторы, начальники отделов ИТ и директора по ИТ. Более-менее вкусные должности – две последние, да и то только в том случае, если вам удастся пристроиться в крупную компанию со зрелым топ-менеджментом, способным ценить вклад ИТ в бизнес. Технические же позиции имеют крайне низкий потолок заработных плат (на сегодняшний день в Москве это около 120 тыс. руб., даже если вы получите CCNP и/или пару MCITP). Исключения, конечно, есть, но они – исключения. С точки зрения престижа все еще хуже: ИТ-специалисты — это обслуживающий персонал, ни больше, ни меньше. Т.е. их можно ставить в один ряд с официантами, барменами, гардеробщиками и, например, дворниками. Это, конечно, замечательные профессии, но все-таки не очень престижные и не очень высокооплачиваемые. Поэтому большая часть амбициозных людей из системного администрирования все же со временем уходит.
5. Вы будете личной, бесплатной, круглосуточной службой технической поддержки для своих коллег, друзей и родственников.
Будете, никуда не денетесь. По крайней мере, какое-то время. По этому поводу есть советский анекдот:
Проститутка приехала в Ялту на отдых. Купается, загорает, кушает фрукты… в общем, вкушает райский отпуск. Положил на нее глаз мужичонка, подошел познакомиться и предложить свою компанию с вытекающей из этого интимной близостью.
— Мужик, вот ты кем работаешь? – спрашивает проститутка
— Слесарем.
— Вот представь: приезжаешь ты на юг в отпуск, а вокруг станки, станки, станки…
С вами тоже так будет. Компьютеры надоедят, но заниматься ими придется и на отдыхе, т.к. коллеги и друзья, воспринимая вас как гуру, способного и желающего помочь, постоянно будут подсовывать вам свои ноутбуки, компьютеры, роутеры и даже мобильные телефоны с просьбами решить их проблемы. Кто-то довольно быстро обзаводится броней «Простите, нет времени. И в ближайшие пару лет не предвидится». А кто-то годами водит хороводы вокруг своих знакомых и их однотипных проблем. Я, например, отказывать коллегам научился довольно быстро, но до сих пор помогаю друзьям и родственникам. Без радости, как вы понимаете.
6. Не факт, что вам достанется интересная работа.
Чаще всего ИТ-персонал бывает занят поддержкой старых технологий и сервисов. Это рутина, рутина, рутина, рутина, рутина…
печально :(
но факт
Согласен со всем что написано. Ещё могу добавить, что работать в IT-отделе государственной организации — тихий ужас.
Мда ребят, так-то оно так, но осознавать то, что все вокруг тебя ламеры суетные, что ты один здесь бог клавиатуры и монитора, а так же видеть завидные глаза всех этих ламеров в тот момент когда ты в их компьютере открываешь такие интересные окошки, о которых они даже не подозревали — все это перекрывает все минусы. А про то, что ты становишься рабом для своих коллег и друзей, ну это все от человека зависит, я например в этом нашел свою выгоду, бесплатно ничего никому не делаю и точка.
Несмотря на дату публикации статьи тема всё так же актуальна как никогда. Спасибо за то что поделились своими мыслями. Лучше сомневаться и в конечном итоге поступить правильно, чем быть уверенным и пойти на необдуманный шаг.